Консультация «Детские провокации: что делать?»

Автор: педагог-психолог Чепрасова Л.В.

Психологические функции провокации

Провокация — один из вариантов манипулятивного поведения. Провокационное поведение характерно для детей в период нор­мативных возрастных кризисов (в год, три года, семь лет), а также для каждого нормально развивающегося подростка.

ПРОВОКАТОР — ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТО­РЫЙ САМ ПЕРВЫЙ КОНФЛИКТ НЕ НА­ЧИНАЕТ, НО СВОИМИ ДЕЙСТВИЯМИ, ИНТОНАЦИЯМИ, СЛОВАМИ СОЗДАЕТ КОНФЛИКТНУЮ СИТУАЦИЮ.

Дети раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, провоцируют сиблингов и самых близких взрослых тем,   что нарушают хорошо известные нормы и запреты. Подростки провоцируют свер­стников и взрослых в семье и за ее преде­лами своим внешним обликом, жаргоном, игнорированием опасностей, своеобрази­ем симпатий и мнений.

Провокационное поведение исполняет сложные психологи­ческие функции. Как и другие психологические проблемы, оно сигнализирует о неудовлетворенной потребности провокатора, при этом оказывает влияние на других людей и позволяет полу­чить желаемое.

ВАЖНО  Провокация — это «щуп» для определения того, кто находится перед вами. Тот, кого провоцируют, вызывает у провокатора инте­рес, является для него значимым, поэтому последний совершает определенные действия по сбору информации об интересующем его объекте.

Заменяет расспросы. Что за человек перед ним (добрый или злой, жесткий или мягкий), на что он больше реагирует (на форму или содержание) и т. п. Это проверка того, пойдет ли провоцируемый человек в ответ на действия провокатора ожидаемым путем: такой ли он, как и все остальные; можно ли им управлять, уступит ли он; сможет ли сказать «стоп!»; разозлится ли, если провокатор постара­ется вывести его из себя; можно ли заставить его переменить свое мнение; боится ли он битвы.

Сделка. Вам — провокацию, от вас — внимание. Каждый участ­ник провокационного взаимодействия получает какую-то выгоду. Наличие в группе ребенка, постоянно нарушающего запреты, мо­жет стать для воспитателя поводом, чтобы «законно» отказаться от объяснения материала и отвести душу в бесполезной схватке. Истерические крики и капризы ребенка дают матери право сде­лать то, чего она не разрешает себе при его обычном поведении (не вести его на занятие, не купить что-то, шлепнуть).

Способ воздействия на ситуацию. Ребенок получает жела­емый результат с помощью провокации. Например, он демон­стрирует скуку для того, чтобы воспитатель изменил те или иные педагогические приемы или содержание занятия. Или совершает определенные действия, чтобы не дать матери заниматься млад­шим ребенком (с целью обратить внимание на себя). 

Способ спасения. Провокация, вызванная желанием избавить себя или значимого близкого от непереносимых чувств. Например, ребенок нарушает тишину в группе ради того, чтобы совладать с тре­вогой, возникшей в результате наличия у него определенного опыта (тишина в его доме не сулит ему ничего хорошего). Или совершает мелкую домашнюю кражу — чтобы вызвать у матери родительскую тревогу и отвлечь ее таким образом от женского горя.

Рекомендации воспитателям и родителям  « О детских провокациях»

типичные варианты провокаций, которые устраивает ребенок:

  •  выкрикивает;
  •  нарушает правила;
  •  не достает нужные принадлежности;

функции провокации:

  • изучает вас,
  • привлекает внимание,
  • проверяет на устойчивость,
  • выражает свой интерес,
  • хочет получить помощь,
  • протестует против того, что не учитывают его мнение,
  • повышает статус в референтной группе;

выгоды, которые ребенок получает от типичного поведения взроллого:

  • оказывается в центре внимания;
  • ощущает собственную значи­мость;
  • изливает накопившуюся обиду на взрослых и раздражение;
  • получает помощь;
  • приобретает право не делать задания.

Альтернативные варианты поведения взрослого в ситуации провокации

  1. Реагировать только на первую шалость (провокацию).
  2. Использовать правило «сначала сделай то, что нужно мне, потом получишь то, чего хочешь».
  3. Коротко, немногословно, однозначно высказаться о своих реаль­ных чувствах («сержусь», «раздражаюсь», «смешно, но надо работать») и перейти к делу. Не давать сценарию развиваться привычным образом, не вступать в переругивание.
  4. Не задавать риторических вопросов («Ты что, самый умный?») они делают диалог бессмысленным.
  5. Поощрять здоровое поведение: улыбкой, похвалой, вниманием, мягким тоном; присвоением жетона (значка, плюсика) как символа достижения, возможностью заняться тем, от чего ребенок получает удовольствие.
  6. Повысить темп занятия, дать персональное задание.
  7. Обратить внимание на поведение остальных детей, переключить внимание на другую работу или другой диалог.
  8. Соблюдайте режим;
  9. Не накладывать запрет на провокационное поведение, а задайте соответству­ющий ему вопросы — «Ты устал (злишься)?», «Тебе не хочется это делать?», «У тебя не получается?», «Тебе хочется поиграть с сестрой?», «Ты волнуешь­ся?»; понятно и коротко сообщить о своих чувствах — «мне обидно», «я злюсь», «я устала»).